Рейтинг@Mail.ru

 Социальная сеть поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Ставропольскогокрая 

Забыли пароль?


Социальная сеть поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
  Компании Люди ПрофиСайты Регистрация

Об устойчивости к критике

 26 февраля 2010, 09:58
 Дарья Рябченко
 Публикации >> Начальный уровень >> Самооценка

 Одна из важных составляющих успеха – устойчивость к критике.

Если кому-то кажется, что меня много критикуют – например, когда теряющий популярность блоггер пытается заполучить ещё пару ссылок на себя, раздувая скандальчик – то поверьте на слово, что это ничто, тьфу и растереть. Чтобы понять смысл слов «много критикуют», посмотрите на то, что говорят и пишут про политиков, актёров или крупных бизнесменов.

Цитата из книги Пола Гетти, богатейшего человека в США:

«В определённом смысле миллионер всегда находится в проигрышной ситуации. Если он расходует деньги слишком щедро, его критикуют за экстравагантность и расточительность. Если же он живёт спокойно и бережливо, те же самые люди начинают критиковать его за скаредность и называют скрягой. Если он посещает вечеринки и ночные клубы, на него наклеивают ярлык прожигателя жизни и начинают сомневаться в его зрелости и ответственности. Если же он сторонится шумного общества, то тут же превращается в глазах окружающих в затворника и мизантропа.

Даже самый незначительный факт становится основанием для беспощадной критики. Взять, к примеру, чаевые. Я уже давно заметил, что если я оставляю в ресторане солидные чаевые, то можно быть уверенным, что кто-то обвинит меня в игре на публиу. Если же я не разбрасываюсь деньгами направо и налево, тот же самый человек укажет на меня пальцем и скажет, что Пол Гетти крохобор. Если я побеседую с репортёрами, то немедленно разнесутся слухи, что я гоняюсь за дешёвой популярностью. Если откажусь дать интервью, то меня обвинят в нежелании сотрудничать с прессой и какой-нибудь борзописец тут же напишет статейку о том, что "Пол Гетти в последнее время проявляет странную необщительность, и это, вероятно, связано с тем, что он избегает ответов на крайне неприятные для него вопросы".

Вы скажете, что я жалуюсь? Вовсе нет. Я просто перечисляю все те неприятности, которые миллионер обязан воспринимать спокойно и с юмором».

Прочитайте последнюю фразу ещё раз. И ещё раз. Запомните её.

С политиками дело обстоит ещё хуже – ведь помимо прессы, зарабатывающей дешёвую популярность, лая на слона, у политика есть ещё и конкуренты, обмазывающие его грязью, не покладая рук. Например, когда я искал какой-то фактик про Машу Гайдар, то наткнулся на статьи из жёлтой прессы. Если поверить хотя бы половине того, что там пишут, то выйдет, будто Чингизхан, Гитлер и Чикатило по сравнению с Марией – невинные овечки, Мессалина – скромница и монашка, а дон Корлеоне – безобидный и законопослушный обыватель.

Маша – сильная женщина. Но если бы она позволила себе эмоционально реагировать на весь этот бред, она бы давно уже либо переселилась в комнату с мягкими стенами, либо завязла бы в бесконечных попытках добиться опровержения и доказать, что она вовсе не пьёт кровь младенцев и не летает ночами на помеле. Но она просто идёт вперёд, не обращая внимания на всё это тявканье – и поэтому достигла того, чего достигла. Вернее, в том числе и поэтому.

Пока человек сидит на уровне плинтуса, не выделяясь, его не трогают. Но стоит ему подняться «главою непокорной хотя бы выше нужника, хотя б на метр над уборной» – как тут же появляются завистники, появляются конкуренты, и человека начинают критиковать. И чем выше он поднимается, тем больше будет этой критики, тем отвратительнее она будет, тем шире она будет распространяться. Это такое же природное явление, как снег зимой или приливы-отливы.

Поэтому если Вы собираетесь подняться выше плинтуса – заранее будьте готовы к подобному развитию событий. И заранее отращивайте носорожью шкуру, чтобы лающие из подворотни Моськи не могли сбить Вас с толку, лишить куража.

Собака лает - караван идёт.

О разнице между полезной критикой и троллением

Иногда в ситуации, когда кто-то критикует Вас, нападает на Вас – и особенно если он делает это мягко, с поклонами и реверансами, постоянно приговаривая, что желает Вам добра и хочет Вам помочь – у Вас могут возникнуть сомнения. Тролль ли это перед Вами, к которому надо применить рецепт «delete + ban_set», или же полезный критик, которого стоит поблагодарить за помощь.

* Вообще, толковых критиков мало, их надо ценить и беречь. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной заметки.

Раздумья часто усугубляются тем, что критик может быть Вашим знакомым, приятелем или родственником, так что записывать его в тролли даже психологически некомфортно. Тем более, что иной тролль совершенно искренне считает, что он именно что
реклама
проявляет заботу и помогает тому, на кого льёт поток критики.

Принять правильное решение Вам помогут несколько проверочных вопросов:

1) Конкретна ли критика - или тролль хает Вас огульно, избегая деталей?

Реплика вроде "В твоём ресторане официанты треплются, отвернувшись от зала, так что им не домашешься" или "На твоём сайте в разделе "Контакты" поползла вёрстка" может быть полезна, потому что она указывает на конкретный недочёт, который благодаря критике легко найти и исправить.

А вот обобщающие шпильки и ярлыки вроде "В твоём ресторане сервис стал совсем отстойным" или "Сайт у тебя плохой" абсолютно бесполезны. И если за такой шпилькой немедленно не следуют конкретные пояснения, что именно плохо – мы кладём первый камушек в ту чашу весов, на которой написано "Тролль".

2) Приватна ли критика - или публична?

В европейских магазинах и ресторанах не зря пишут: "Если вас плохо обслужили, расскажите нам! Если вас хорошо обслужили, расскажите всем!"

Если истинное (а не декларируемое на словах) намерение критика заключается в том, чтобы Вам помочь – он постарается донести до Вас свою критику приватно. В частной беседе, в телефонном разговоре, личным письмом и т.п.

Если же человек предпочитает критиковать Вас публично, хотя прекрасно знает, как связаться с Вами приватно – мы кладём второй камушек в ту чашу весов, на которой написано "Тролль".

3) Достаточно ли критику одного раза - или он повторяется и упорствует?

Если человек один раз сообщил Вам о том, что его смутило, и после того, как убедился, что Вы его услышали, не возвращается к этой теме – наверное, ему и впрямь важно было, чтобы Вы узнали о проблеме.

Но если он возвращается к теме снова и снова, напоминая о ней Вам и окружающим – мы кладём на чашу весов с надписью "Тролль" ещё один камушек.

4) Держится ли критик в рамках темы - или ищет дополнительные поводы для критики

В случае, если завязывается разговор - стоит обратить внимание, придерживается ли критик затронутой изначально темы, или же он ищет какие-то дополнительные вещи, за которые Вас можно критиковать.

Если Вы видите, что собеседник начал разговор с Вашего ресторана, а затем продолжает критиковать уже Вашу причёску, Вашу манеру вождения или то, как Вы поёте караоке или как ведут себя Ваши дети – положите последний камушек в ту чашу весов, на которой написано "Тролль".

Подведение итогов

И если после ответов на эти 4 вопроса мы видим в чаше весов с надписью "Тролль" больше одного камня – поздравляю, ответ очевиден: Вы и вправду имеете дело с троллем, старательно раздувающим скандал.

И тогда рецепт прост и известен – «delete + ban_set».

«Ты хочешь быть прав или быть счастлив?»

Мой друг и один из моих учителей Саша Ройтман любит задавать клиентам один простой вопрос:

—Ты хочешь быть прав или быть счастлив?

Проблема многих людей в том, что на практике они выбирают – быть правыми. Даже если это втягивает их в конфликт, даже если из-за этого они теряют уйму сил и времени – им так хочется, чтобы оппонент, партнёр, ребёнок или супруг признал их правоту, что они разрушают отношения, сами того не замечая.

Проявляться это может где угодно – в споре на интернет-форуме, в бизнесе, в семье, в школе... «Борец за правду» в принципе не готов признать свою неправоту (или даже то, что оппонент тоже был по-своему прав), поэтому он будет снова и снова повторять, доказывать, нудить, опять возвращать оппонента к спору, который того давно уже не интересует... и всё это только ради того, чтобы услышать слова: «Ты был прав, а я нет».

Причём ему так нужна эта победа, что за ценой он не постоит. Пусть друг превратится во врага, пусть развалится бизнес, пусть разрушится семья – но они! должны! признать! что я! прав!

* Кстати, спор с таким собеседником может занять бесконечно много Вашего времени. «Борец за правду» просто не в состоянии остановиться, пока либо не признают его правоту, либо не удалят его с площадки. Поэтому я с такими людьми стараюсь не спорить, а если вижу, что подобная ситуация возникает у меня в блоге – предупреждаю (что, впрочем, помогает крайне редко), а на второй раз пожизненно отправляю в чёрный список. И вам советую поступать так же – иначе даже один такой спорщик может превратить любую тему в склоку, да ещё и втянуть в неё Вас.

Когда я консультирую бизнесменов, я частенько тоже использую похожий вопрос. Но если Ройтман, как психолог, говорит о счастье – то я, как бизнес-тренер, говорю о деньгах. Я спрашиваю:

—Ты хочешь быть прав или зарабатывать деньги?

И если для Вас важнее быть правым – лучше бы Вам уйти из бизнеса, выучиться на юриста и поступить работать в прокуратуру.

Точно так же, как «борьба за правду» может развалить семью и рассорить мужа с женой или родителей с детьми – так же она может развалить бизнес и рассорить поставщика с клиентом или деловых партнёров друг с другом.

Причём самое нелепое здесь то, что причина спора обычно вообще не играет роли.
KupiVip - эксклюзивные бренды по клубным картам
реклама
Мне доводилось сталкиваться и с ситуацией, когда клиента с заказами на миллионы теряли из-за бурного спора о пятистах рублях, и с ситуацией, когда стратегическое партнёрство между крупным производителем и федеральной торговой сетью развалилось из-за полной чепухи – даже не из-за денег, а лишь из-за эмоций руководителя.

Поэтому если Вы замечаете и за собой такое поведение – я хочу предложить Вам спросить себя: «Ты хочешь быть прав или зарабатывать деньги?»

И если выберете деньги – научитесь отслеживать подобное поведение и научитесь останавливаться. Научитесь задавать себе вопросы «Так ли это для меня важно?» и «Стоит ли оно того?» Научитесь спрашивать себя: «Чего я хочу добиться в этой ситуации?»

И тратьте время и силы на то, чтобы заработать деньги – а не на то, чтобы быть правым.

www.digest.subscribe.ru



Кол-во просмотров: 6980   


Чтобы иметь возможность читать или оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.



 Пригласить друга или партнера

Статьи по бизнесу | Новости бизнеса | Бизнес-Сообщества | Бизнес идеи | Люди | Компании | Услуги | Товары | Фотоальбомы

Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной на сайте.
Публикация материалов возможна только с указанием обязательной ссылки на источник:www.stavropolie.ru и имя автора.
© Ставрополье.ру - Социальная сеть поддержки и развития малого исреднего предпринимательства Ставропольского края 2001 - 2020г.
Авторские права  |  Правила проекта   Обратная связь с администрацией проекта


Авторские права

На проекте могут размещаться только материалы, присланные самими авторами (участниками), либо законнымивладельцами авторских или имущественных прав на эти материалы. Если зарегистрированный посетитель проекта необладает правами на материалы, но хочет ознакомить с ними других посетителей, он вправе либо разместить на проектессылку на материал в виде заголовка, либо разместить материал с обязательным указанием источника и автора...

Любой из зарегистрированных участников проекта вправе указать на нарушение авторских прав любым изпосетителей/авторов (участников), представив соответствующие доказательства, включая имя автора/источник. В этомслучае контрафактный материал удаляется с проекта либо заменяется ссылкой на оригинальный материал, а посетитель(участник), приславший контрафактный материал, может быть заблокирован либо удален из списка зарегистрированныхучастников, если он не сможет предъявить доказательства своих авторских прав на материал.

Правила проекта

Находясь на этом сайте www.stavropolie.ru Вы ("пользователь") признаете, что ознакомились, поняли и принимаете насебя обязательства следовать перечисленным ниже правилам поведения на сайте.

Администрация ресурса оставляет за собой право менять по собственному усмотрению текущие правила с уведомлениемвсех заинтересованных сторон по электронной почте не позднее, чем за 24 часа до вступления изменений в силу.Присутствие на проекте Ставрополье.ру подразумевает Ваше согласие с последней версией существующих правил.Ответственность за своевременное ознакомление с последней версией правил лежит на пользователе.

Регистрируясь на сайте Вы обязуетесь:

Все материалы доступные на сайте являются собственностью владельцев проекта Ставрополье.ру или пользователей (еслиинформация предоставлена ими) с сохранением авторских прав. Запрещено копирование, тиражирование, публикация,скачивание, продажа в любой форме и любом значении содержимого сайта без разрешения владельцев конкретнойинформации, исключая информацию, которая является свободно распространяемой.

На проекте Ставрополье.ру пользователям запрещено:

Любое нарушение данного соглашения прекращает его действие и влечет за собой удаление аккаунта.